Рассматривая учеников, торопящихся в школу, можно заметить, что их портфели стали значительно тоньше и легче. Неподъемные учебники, которые вынуждены носить на уроки ученики, постепенно вытесняются легкой компактной электронной книгой.
Вопрос: помогают или мешают гаджеты современному ученику?
Гаджеты — вещи безусловно нужные, но так ли они безобидны? Чего в них больше — пользы или вреда?
Конечно, это прежде всего зависит, в чьих они руках. Если рассматривать гаджеты именно, как принадлежность ученика, то, скорей всего, пока большой пользы здесь не наблюдается. Может ли школа обойтись без планшетов, электронных дневников, электронных книг, или это — дань моде и времени?
Если говорить о работе учителя и о современном образовательном процессе, то это скорей всего -необходимость. Здесь есть свои плюсы. Школа не должна отставать от современных технологий, которые позволяют поддерживать связь с учениками, их родителями, появилась новая дополнительная возможность в передаче ученикам разных задач, которые порой достаточно объемные, это возможность выстраивать индивидуальную траекторию обучения, групповой работы, т.е. всех тех современных технологий обучения, которые нужны массовой школе.
Есть опасность, что ребенок, имея перед собой какой-либо гаджет, будет использовать его не по назначению, даже на уроке. Существуют такие виды работ, как контрольные, письменные тесты, различного рода аттестации, где запрещен выход в интернет. Учителю невозможно проследить есть у него доступ в интернет в данный момент или нет, пользуется ли он всемирной сетью для выполнения своего задания. Многие школы запрещают своим ученикам пользоваться в стенах школы мобильными телефонами. Требуют, чтобы при входе в класс складывали их в специальный ящик, но при этом встречаются с сопротивлением родителей. Родители настаивают, чтобы телефон всегда был с ребенком, чтобы в любой момент они были уверены ,что с их чадом ничего не случилось.
Как примерить эти стороны — родителей и потребности школы?
Прежде всего нужен договор родителей и школы. Родители вместе со школьной администрацией решают, как правильно выстроить учебный процесс. К тому же смартфон — это не тот гаджет, который здорово помогает в учебном процессе. Планшеты, компьютеры — более весомое средство обучения. Планшеты приносят мало пользы при обучении, т.к. пока не хватает обучающих ресурсов для мобильных устройств.
Также, как утверждают медики, появились определенные виды зависимостей, например, номофобия — зависимость от мобильного телефона — болезнь 21 века. Во многих странах открываются специальные клиники для интернет зависимых. В Японии, по их данным, уже 60 процентов детей испытывают формы зависимости от телефонов, компьютерных игр и т.д. Не загоняем ли мы наших детей в новые заболевания, увеличивая все больше и больше учебную нагрузку на электронных носителях?
Офтальмологи говорят, что пользоваться электронной книгой в младших классах можно не более 15 минут, а в старших классах — не больше 2 часов. Ограничиться двумя часами в день при учебном процессе — невозможно. Так как же минимизировать воздействие гаджетов на ребенка. Разработать определенные методики, ограничить время использования гаджетов. В современных СанПИН-ах нет понятия «мобильные устройства». В настоящее время мы пока на стадии внедрения подобных возможностей в учебный процесс. Многие учителя не готовы перейти на новое обучение. Технологии современного мира на много опережают развитие педагогических технологий.
По статистике у нас более 10 процентов учителей — пенсионеры по возрасту. Есть еще школы в глухих районах, до которых все новшества доходят намного позже. Можем ли мы обучить весь учительский корпус хотя бы на уровне уверенного пользователя этими гаджетами?
Специалисты говорят, что за последние три года наши издательства очень продвинулись в создании мультимедийного и электронного контента — виртуальных лабораторий,математических конструкций, моделирующих сред. Чтобы учителю их освоить, встроить в свой учебный процесс, требуются дополнительные ресурсы. Требуется создать банк данных лучших практик. Как над печатным учебником работает огромный коллектив — авторы, корректоры, художники, так и над электронным учебным пособием должны работать лучшие специалисты, привлекая учителей.
Вообщем проблема эта не нова — нет такого технического прогресса, польза которого не приносила бы вред. Человечество накопило большой опыт борьбы с негативными последствиями собственных изобретений. Будем надеяться, что наше профессиональное сообщество сумеет адаптироваться, переварить все это, использовать во благо нашим детям и внукам.

также по этой теме: