4За свою более, чем вековую историю кинематограф и телевидение исправно поставляли зрителю развлечения на любой вкус. Выяснилось, что если на одних фильмах зритель зевает и уходит из зрительного зала или переключает канал телевидения, то на другие ходит по нескольку раз, со смаком пересказывая друзьям самые яркие эпизоды. Это фильмы, насыщенные действием, с головокружительными трюками и зрелищными сценами. Слетать в космос, побывать на дне океана, посетить параллельные миры, населенные фантастическими существами и все это — не слезая с дивана. Подобные фильмы стали называть блокбастерами. Дословный перевод — ломающий блоки. Откуда такое название? А на заре кинематографа билеты поступали в кассу в особых пачках — блоках. Блок с билетами обертывали в легкорвущуюся бумагу так, чтобы для быстрого распечатывания очередной пачки, можно было сломать ее, ударив о стол. И если зритель валил толпой на фильм, билетерам приходилось вскрывать, ломать блоки с билетами. Публика с ума сходила от блокбастеров, критики же считали подобные фильмы низким жанром. Конфликт зрителей и критиков длился целое столетие. Переворот произошел в марте 2010 года. На 82 церемонии в Лос-Анджелесе проходило вручение премии Оскар. Борьба развернулась между двумя блокбастерами — фантастической лентой «Аватар» Джеймса Кэмерона и военным боевиком «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. В итоге битву за Оскар выиграла Кэтрин.

В современном кино блокбастер рассказывает зрителю языком самых современных технологий извечные истории добра и зла, о любви, которая побеждает все. А зритель, открыв рот, дивится невиданным спецэффектам, на несколько часов погружаясь в другую реальность. При этом зритель не задается вопросами — как удалось показать то, чего не может быть на самом деле: приземление инопланетного корабля или нашествие огнедышащих драконов. Первые спецэффекты были применены в 1902 году при съемке фильма «Путешествие на Луну». Но они были выполнены кустарным способом и сегодня вызывают лишь снисходительную усмешку. Блокбастеры тех лет оставляли желать лучшего. Монстры выглядели нелепо, а дворцы волшебников и королей были сделаны из картона. А зритель жаждал реальности и мистичности. Если зрителя нельзя удивить, его можно напугать. Королем ужастиков стал легендарный Хичкок. Но самым страшным фильмом за всю историю кино стал «Экзорцист» Уильяма Фридкина — история изгнания дьявола из 12-летней девочки. Правда, компьютерами он не пользовался. Их в те времена еще и не было.
Советским кинематографистам удалось внести свой вклад в жанр ужастика. Великолепный «Вий» с седеющим Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей, летающей в открытом гробу был закуплен для показа более, чем десятком стран, в том числе и Соединенными Штатами. Правда там он шел под броским названием «Дух зла».

В 70 годах 20 века мир переживал настоящий бум кинофантастики. Фильм Кубрика «Космическая одиссея» совершил настоящий прорыв в жанре блокбастера. В первую очередь из-за реалистической сцены высадки на Луну. На самом деле на имитацию лунной поверхности было промыто и перекрашено несколько тонн песка. К тому же, многое из этого фильма вошло в нашу повседневную жизнь — карманные компьютеры, ЖК-дисплеи и супер машина,обыгрывающая чемпиона мира по шахматам.
Спилберг — король блокбастеров, снял свою первую картину в 11 лет. Съемки обошлись ему в 50 долларов. Премьера прошла с успехом! Предприимчивый подросток собрал с друзей и соседей по 2 доллара за билет и лимонад, и полностью окупил затраты. Впоследствии он значительно превзошел собственные достижения. Снятый в 1975 году блокбастер «Челюсти» собрал в прокате более 100 миллионов долларов. Да и сам термин «блокбастер» вошел в широкий обиход именно после этого фильма. Акулу -людоеда сыграла механическая рыбина по имени Брюс. Было создано невиданное доселе зрелище! Когда Спилбергу сообщили, что один из зрителей на премьере фильма получил сердечный приступ, он довольно сказал: «Отлично! Значит мое кино работает!»

Но подлинную революцию в жанре блокбастера совершили, вышедшие в 1977 году «Звездные войны». Поначалу продюсеры не верили в успех фильма и вместо гонорара, просто предложили режиссеру Джорджу Лукасу все авторские права на бренд «Звездные войны». Позже, когда фильм стал международным хитом, они попытались выкупить эти права за миллиард долларов, но Лукас ответил отказом. Звездная эпопея стала самой успешной в кино. Было снято еще 5 фильмов и говорят, что это еще не конец. Фантастическим стал не только фильм, но и его сборы. Первый его фильм при бюджете в 11 миллионов долларов собрал в мировом прокате более 400 миллионов долларов, а вся эпопея- почти 3 миллиарда! Таких удач в Голливуде еще не бывало. А вот провалы бывали. В 1962 году Джозеф Манкевич задумывает масштабную эпопею об Антонии и Клеопатре. В главных ролях — звезды первой величины — Элизабет Тейлор и Ричард Бартон. Задействованы самые совершенные технологии своего времени. Итог — первоначальная смета превышена в 20 раз, фильм проваливается в прокате,студия разорена. В пересчете на сегодняшние цены бюджет Клеопатры составил 350 миллионов долларов — самый дорогой фильм за всю историю кино. Но большой бюджет еще не гарантирует больших сборов.
А что у нас, в стране развитого социализма, эти проблемы не существовали. Денег на кино не считали. Если власти считали картину нужной, деньги на ее съемку выделялись в том объеме, который требовался по смете. Например, на воссоздание бородинской битвы эпопеи Сергея Бондарчука «Война и Мир» было израсходовано 40 000 литров керосина и 23 тонны взрывчатки. Был сформирован целый кавалерийский полк из 1500 человек, полк после съемок не расформировали — пусть будет на всякий случай, может еще что-нибудь снимать будем.
А в знаменитой киносказке «Илья Муромец» Александра Птушко в батальных сценах было задействовано 106 000 статистов и 11 000 лошадей — абсолютный рекорд, попавший даже в книгу рекордов Гиннесса. Так что самые дорогие блокбастеры возможно сняты не в Голливуде, а у нас.
Легендарный фильм «Пираты XX века» поначалу было решено отправить на полку, но благодаря вмешательству Л. И. Брежнева, все же увидел свет. В прокате фильм только в год выхода посмотрело 90 миллионов человек, каждый третий житель страны.
Выход Фильма «Трон» Джосефа Косински — около 30 минут компьютерной графики ознаменовал новый виток в развитии блокбастеров. Режиссеры стали все больше задействовать в своих картинах компьютерные спецэффекты. «Трон» стал в этом первой ласточкой. Все эффекты этого фильма были созданы на компьютере с объемом жесткого диска всего 1 мегабайт — в это очень трудно поверить. Для сравнения, на достоверную демонстрацию апокалипсиса в фильме Роланда Эммериха в фильме «2012» потребовался уже 1 терабайт дискового пространства — ровно в миллиард раз больше!
Однако блокбастер — это необязательно долго и дорого. Триллер «Паранормальные явления» с бюджетом чуть более 15 000 долларов собрал в прокате более 200 миллионов и на его съемку понадобилась всего лишь неделя.

С появлением мощных компьютеров, создателям блокбастеров пришлось ломать голову, чем бы удивить избалованного зрителя. Полное слияние реальности и фантазии произошло в «Титанике» Джеймса Кэмерона. Для съемок этого фильма был построен огромный бассейн, способный вместить 230-метровый макет океанского лайнера. Была сконструирована специальная гидравлическая система, позволявшая многократно топить и поднимать декорации корабля весом 900 тонн. В сцене столкновения корабля с айсбергом сам айсберг был смоделирован на компьютере. А чтобы все было более реалистично, сверху на палубу сыпали настоящие куски льда. В массовых сценах участвовало всего 40 человек. Остальные участники были потом размножены на компьютере. Всего в этом фильме более 500 спецэффектов. В итоге все усилия создателей окупились с лихвой. При бюджете 200 миллионов долларов, в прокате лента собрала 2 миллиарда долларов. Но этот рекорд продержался всего 12 лет, до выхода его нового фильма «Аватар». На создание «Аватара» ушло 12 лет, а сами съемки длились 5 лет. Кэмерон ждал, когда появятся технологии, позволяющие снять задуманное им. Это первый 3d — фильм. Возможно теперь все кино станет трехмерным. Ошеломляющий успех «Аватара» подтолкнул и других режиссеров к созданию фильмов в 3-d . Вот уже на подходе и Гарри Поттер, и «Звездные войны», переснятый в 3-d, возможно появится огромное количество 3-d ремейков. Картинка прямиком шагнула с экрана в зрительный зал.
У нас компьютерные технологии в большом количестве впервые были задействованы в фильме Н. Михалкова «Сибирский цирюльник». В частности, в ряде сцен использовалась технология «хромакей». Суть приема — объект съемки помещается на одноцветный фон, зеленый или синий, а затем, при монтаже вместо фона подкладывали нужное изображение. Так и было сделано с изображением Храма Спасения, который в то время еще не был полностью восстановлен.
Однако подлинный прорыв в этой сфере произошел в 2000 годах с выходом блокбастера Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор». Вот где компьютерные асы развернулись на всю катушку. Вышедший через 2 года «Дневной дозор», выглядит еще более впечатляющим, особенно роскошная Жанна Фриске, гоняющая на красном шикарном спорткаре по фасаду гостиницы Космос! Или финальная сцена разрушения Москвы со сметающим все на своем пути колесом обозрения и разваливающейся на куски останкинской башни! Ну а с выходом блокбастера «Особо опасен» этого же режиссера, было признание зарубежных коллег. В фильме снялись зарубежные звезды первой величины — Морган Фриман и Анжелина Джоли, а пролетающая через весь город пуля стала новой классикой жанра. Летящий в наступающую пехоту снаряд в «Турецком гамбите», крушение самолета в «9 роте», обошедшийся его создателям в полмиллиона долларов, невероятно реалистичная сцена морского боя в фильме «Адмирал» — можно с уверенностью констатировать, что современные российские блокбастеры по уровню спецэффектов ничуть не уступают Голливудским.
Это далеко не последние фантазии кинокудесников. Можно не сомневаться, что в ближайшее время нас ждут новые блокбастеры на любой вкус!

также по этой теме: