Наше правительство постоянно разрабатывает план мероприятий , направленных на снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий. За последние 25 лет число погибших на российских дорогах остается приблизительно на одном уровне, не реагируя на принимаемые властями меры.

Какие методы могут повлиять на сложившуюся ситуацию?

Последние 5 лет число погибших на российских дорогах составляет по статистике около 28 тысяч человек. В начале 90 годов был всплеск и эта цифра достигала 38 тысяч человек, а сейчас ситуация как бы заморозилась. Россия занимает одно из самых последних мест из развитых автомобильных государств по этому показателю. Есть еще один тяжелый показатель — это количество людей искалеченных в ДТП, получивших инвалидность, утративших трудоспособность. Цифра тоже достаточно высока и тенденции к ее снижению нет. Каждый год мы теряем население небольшого города.

Все меры, предпринимаемые властями, сводятся в основном к ужесточению правил и наказаний, но ситуация все равно кардинально не меняется. Немного улучшила ситуацию на дорогах установка видеокамер. Когда водитель видит видеокамеру, скорость снижается до установленной.

Какие меры в первую очередь нужно предпринять для снижения аварийности на дорогах?

Первое, самое главное — не будет никогда порядка в сфере, за которую никто не отвечает. Нет органа, нет должностного лица в нашей стране, который бы персонально отвечал за смертность, за количество ДТП, за пробки на дорогах. В тех странах, где есть такие или министерства, или агентства — не важно, как называется орган, там порядка намного больше, т.е., есть реально с кого спросить. Мы знаем, кто в стране отвечает за финансы, финансовую стабильность, за борьбу с чрезвычайными ситуациями, за оборону и так далее. За безопасность же, где гибнет столько людей, персональной ответственности не несет никто. Следовательно, нужен орган или уполномоченное лицо с соответствующими полномочиями и ресурсами.

Второе, именно этому органу должна быть подчинена дорожная полиция. Дорожный полицейский должен быть обязан следить за состоянием и исправностью светофоров, дорожных покрытий, дорожных знаков, всего того, что влияет на аварийность. Необходима переориентация сотрудников госавтоинспекции на предупреждение ДТП и противодействие коррупции внутри этого ведомства — это должно быть обязательным условием. В свое время в Сингапуре ввели драконовские меры для водителей, с одной стороны, и еще более драконовские меры для дорожных полицейских, которые брали взятки, вплоть до смертной казни. Конечно у нас такого не может быть, но совсем другая ответственность должна быть за поборы на дорогах.

Есть расхожий анекдот на эту тему. Если на карте отметить красной точкой каждое место, где сотрудник ГИБДД брал с водителя взятку, то получится атлас дорог Российской Федерации! Так что «взяточный менталитет» побороть будет очень трудно. Погрязли мы очень сильно в этой беде. Тем не менее мы способны ее преодолеть — была бы воля и сверху и снизу.

Снизу водительское сообщество к этому готово. Процентов 60 водителей сегодня с удовольствием отказались бы от того, чтобы платить взятки, если бы они знали, что есть четкий порядок и четкие правила, которые соблюдаются всеми, в первую очередь сотрудниками госавтоинспекции.

Но людей возмущает поведение на дорогах наших высокопоставленных особ. Почему сегодня депутаты, чиновники высокого ранга, судьи, прокуроры позволяют беззаконие на дорогах. Это вызывает раздражение и недоверие людей к такой власти.

Примерно 50 процентов людей, попавших в ДТП у нас умирают, потому что им не оказана своевременно медицинская помощь. Почему так происходит? Люди, которые оказались свидетелями происшествия, не знают, что надо делать. Скорая помощь запаздывает. Эти 50 процентов вполне можно было бы спасти. Необходимо обеспечить доступ Скорой помощи, организовать какое-то специальное патрулирование. Обучать людей оказанию первой помощи.

24Каждое третье ДТП, в том числе со смертельным исходом, это результат безобразного состояния автомобильных дорог. Западный опыт показывает, что самый эффективный инструмент борьбы с дорожниками, это страховые компании. Если страховщики заинтересованы снизить свои убытки, они обращаются с регрессными исками к дорожникам и взыскивают с них деньги, которые они выплатили потерпевшим из-за плохого состояния дорог. У нас ничего подобного нет. Страховые компании живут и так замечательно: повысят тарифы, обложат новой данью автомобилистов и ничего им больше не надо!

Вот конкретные примеры того, что можно было бы сделать, чтобы уменьшить количество жертв на дорогах, но ничего не делается. Мешает наша инерция и отсутствие экономической заинтересованности.

Какие меры предложит правительство, мы пока не знаем. Будет ли это традиционно, путем ужесточения наказания или появятся какие-то новаторские идеи, направленные на профилактику и устранение фактов аварийности? Поживем — увидим. Берегите себя, будьте внимательны за рулем.

также по этой теме: