Где 11же оно? Где же это место? Прежде всего-это место рядом с родителями. Родители должны быть ребенку доступны, потому что родители для ребенка-его опора, координаты его мира. Рядом с ними он формируется как личность, проживает свои возрастные кризисы. Отвечают на вопросы, которые актуальны в том или другом возрасте. Дети откликаются на все, что вокруг них гораздо быстрее, чем взрослые.

Рядом с бабушкой или няней ребенок может просто кушать, просто одеваться на прогулку, просто играть. А рядом с родителями он формируется эмоционально. Он может бунтовать, он может самоутверждаться как личность. Многие родители наверняка замечали, что поведение ребенка в присутствии мамы и в отсутствие мамы очень сильно отличается. Очень важно, чтобы в этот момент, когда ребенка качают эмоциональные кризисы, рядом с ним оказались мудрые  и понимающие родители. Именно родители являются координаторами ребенка-не бабушки,не дедушки.

Очень трудно договориться с неопытным человечком на равных. Ребенок-личность не опытная, его нужно чему-то научить. В процессе воспитания стоит рассматривать не только ребенка, а еще и себя. Маленький ребенок не может рассказать о своих чувствах, переживаниях. Ребенок хорошо раскрывается на продуктивной деятельности-лепке, рисовании. Можно попросить,например, ребенка в процессе рисования спросить как он относится к маме, папе. Нарисуй семью. Ребенок в своих рисунках что-то отразит, что его волнует. И вы поймете со стороны что его волнует, о чем он хочет сказать. Как прочитать детские рисунки? Очень многое скажет цвет, размер фигур, их форма. Например, трехлетние дети чаще рисуют «головоногов» — большие головы с глазами, маленькое тело и ручки-ножки с тремя пальцами. Если такие фигуры на рисунке расположены близко друг  к другу, то можно говорить о том, что семья тесная, ребенку хорошо.12Или вот рисунок, на котором родители держат за руки детей. Папа держит братика за руку, мама держит девочку за руку.Получается такая классическая семья с правильной расстановкой. По этому рисунку можно говорить о близких эмоциональных отношениях в семье, в которой место ребенка равное. Он как бы член одной цепочки. Можно говорить, что это здоровая семья.13А в этом рисунке девочка нарисовала себя рядом с мамой. А папа находится поодаль и разделен от них деревом как  бы на две коалиции. Это уже звоночек-все ли нормально в этой семье.14

На следующем рисунке девочка нарисовала маму и папу, но ее самой рядом с ними нет. Она сама сказала, что ее изображение не влезло на этот лист с рисунком. Из этого рисунка видно, как важны и значимы родители для ребенка. Они такие нарядные, такие яркие. Они прямо кумиры ребенка. Об этом говорит солнце. Но, видимо, ребенок по сравнению с ними кажется себе менее значим.Нормально ли это?15 В наших семьях очень часто случается, когда роли перепутаны, когда ребенок стоит на ступеньке с родителями или даже выше. Как это выглядит?- Сидит маленькая двухлетка и командует: бабушка иди на кухню, мама играй со мной, папа выйди из комнаты. Самое интересное, что все в семье подчиняются его командам, потому что, если так не сделать, начнется крик и топанье ногами. Вроде все поддерживают ребенка, но в этой ситуации ребенок очень тревожный, плохо спит, плохо ест. Ведутся длительные переговоры всего семейства, чтобы ребенок поел, оделся, разделся и т.д. Признаком перепутанных ролей  является также повышенная серьезность ребенка. Пятилетний ребенок-маленький взрослый, с серьезным выражением лица.

Кода роли распределены правильно, родитель стоит на ступеньку выше, ребенок идет за ним, это дает ребенку ощущение большой безопасности. Ребенок уверен, что родитель никуда не денется, мир не разрушится. Поэтому он будет более гармонично проходить свои возрастные кризисы.

Через какие ситуации ребенок понимает свое место? Как это показать ребенку?

Надо говорить ребенку о тех членах семьи , которые в настоящее время отсутствуют. Например, о папе, который ушел на работу. Говорим о том, где они, чем занимаются. Ребенок чувствует, несмотря на отсутствие кто-либо из семьи, его семья стабильна, его место в семье тоже стабильно. Когда ребенок маленький, ему это все сложно объяснить словами и тогда на помощь придут игрушки.

Дети понимают свое место в семье в результате совместной еды. Часто детей кормят отдельно. Мама ест, когда дети спят, а папа- когда вернется с работы. Когда семья сидит за общим столом, многое становится очевидным. Например, у каждого есть свое место за столом, своя тарелка. Если ребенок никогда не видит родителей за столом, у него складывается ощущение, что маме-папе не нужно кушать.

Кроме эмоционального принятия собственного места , есть еще место буквальное, т.е. место ребенка в доме, где стоит его кроватка, где сложены его вещи и игрушки. Очень важно посмотреть на это место со стороны, насколько оно соответствует его возрасту. Где сложены его игрушки. Доступны ли они, может ли он сам взять их и затем убрать обратно. Насколько это место уютно и комфортно для него. У ребенка должно быть свое место за обеденным столом, на диване, когда вся семья смотрит передачи по телевизору.

Если ребенка в семье много наказывают, проверяют в таких условиях ребенок начинает вырабатывать в себе так называемый «мотив избегания». Если ребенок боится кого-то из взрослых, не понимает связи между тем, что он сделал и за что его наказывают, когда он может получить «строгача» только из-за того, что у мамы плохое настроение или у папы что-то случилось на работе, ребенок делает подсознательный вывод: лучше я не буду ничего пытаться делать, потому что снова получу за это. Постепенно вырабатывается типаж, когда маленький человек делает что-то только тогда, когда получает пинка. Часто от родителей слышна фраза: «Он все делает из-под палки»

Иногда у детей-подростков обесценивается роль родителей. Возрастные особенности закладывают в ребенка определенное поведение. Очень важно, чтобы он мог свободно выражать эти импульсы. Если подросток склонен «наезжать» на взрослых, и это приводит к тому, что вы целый день не разговариваете, у него может возникнуть ощущение, что когда он свободно выражает собственные импульсы, то отношения с мамой разрушаются. В этом есть опасность. Подросток должен знать, что может быть свободен и при этом мир, мама, его жизнь не рухнут. Нужно говорить о своих чувствах подростку. Давать адекватную реакцию его поведению.

Есть маленькие неопытные человечки, и если мы будем смотреть их глазами на ситуацию, то поймем как им помочь.

также по этой теме: