Есть на земле места словно особо предназначены для прославления величия творца. Одним из таких чудесных уголков, защищенных от мирской суеты, является Валаам — благословенный остров в Ладожском озере, где много веков назад была основана монашеская обитель. Его часто называют жемчужиной Ладожского озера. Это самый крупный остров очень живописного архипелага в северо-западной части Ладоги. На острове Валаам, давшему название архипелагу, был основан один из известнейших на Севере монастырей — Валаамский.  Валаам - это отдельный мир, это планета на лазурном небе.

Основоположники

Преподобные Сергий и Герман основали эту святую обитель в XIV веке и до сего дня являются его небесными игуменами и заступниками. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Но их лики здесь повсюду: на иконах и фресках, над вратами при входе в обитель. Во времена вражеских нашествий монастырь переживал опустошения. Враги уничтожали церковные памятники и святыни, безжалостно расправлялись с его иноками. Были разграблены богатейшие монастырские библиотеки. Существует предание, что апостол Андрей Первозванный дошел до Валаама и установил здесь первый крест. Воскресенский скит построен как раз в том месте, где по преданию апостол поставил крест. В 1906 году здесь возвели кирпичный двухэтажный храм. Верхний предел освещен в честь воскресения святого, а нижний — во имя апостола Андрея. Идея создать на Валааме подобие святой земли возникла в начале XX века после паломничества монахов в Иерусалим ко гробу господнему.

Смоленский скит был последним из построенных в дореволюционной России. Его воздвигли в 1917 году в память о воинах, погибших на полях первой мировой войны. В советское время скитский храм был разрушен. И только недавно восстановлен.

Сегодня на Валаам вернулась монашеская жизнь. Святая обитель восстанавливается. И главное дело иноков — возрождение духовных традиций Старого Валаама. Столетие за столетием, поколение за поколением эта прославленная обитель не переставала воспитывать замечательных подвижников благочестия. Ничто не могло сломить твердого духа здешних иноков: ни суровость климата, ни оторванность от материка, ни трудные условия быта. Долгие века светом для всего мира служило апостольски настроенное монашество Старого Валаама. Благодать, вымоленная многими поколениями монахов, согревшая эту северную землю, согревает и сегодня души современных иноков.

Аллея одинокого монаха на игуменском кладбище - сколько сосредоточенных молитв Господу нашему и Пресвятой богородице произносилось здесь!

Игумен Дамаскин

Недалеко и могила игумена Дамаскина — настоятеля Валаамского монастыря. Это был замечательный хозяин, строитель, строгий подвижник, при котором монастырь достиг наибольшего рассвета. Он стал игуменом в 1839 году. Были приглашены известные столичные архитекторы. Многие храмы Валаама были построены в русском стиле. В 1853 году у входа в монастырскую бухту возвели жемчужину Валаама Никольскую церковь с прекрасным резным иконостасом и выразительной настенной живописью. По всему Валаамскому архипелагу для удобства сообщения проложили дороги,прорыли каналы. 42 года до самой своей кончины игумен Дамаскин управлял обителью. Примечателен его путь от простого инока до настоятеля монастыря.

Ново Валаамский монастырь

Вся многовековая история Спасо-Преображенского мужского монастыря свидетельствует о том, что он неизменно оставался средоточием православной духовности, одним из главных просветительских центров на Руси. В центральной монастырской усадьбе находится Спасо-Преображенский собор, главная святыня Валаама. Его начали строить в 1887 году и называют Северным Афоном. Сегодня он поражает своим величием и размерами, рассчитан на 3000 человек. Конечно, он тоже был разорен и разрушен, повреждена живопись. Даже кирпичная кладка была разрушена повсеместно глубиной до полуметра. Большую помощь в восстановлении собора оказал патриарх Алексий II, единственный, кто видел собор в его великолепии до разорения и разрушения. Также очень помогли иконы и архивные материалы, которые были сохранены в Ново Валаамском монастыре в Финляндии. Как Валаамские святыни оказались за границей? После революции Финляндия, в состав которой входил Валаам, отделилась от России и монастырь оказался за границей. В 1940 году в конце советско-финской войны, незадолго до прихода на остров красной армии, двести монахов, опасаясь репрессий погрузили на сани большую часть имущества: архив обители, главные реликвии и святыни, и отправились в Финляндию. Монахи осели в одной усадьбе. Эта местность напоминала им родную обитель — такие же ельники, скалы, озера. Так возник Ново Валаамский монастырь. В 1984 году в возрасте 110 лет там умер последний русский монах.

Первые монахи вернулись на Валаам в 1989 году.

Хозяйство Валаама

Сегодня Валаам привлекает к себе тысячи паломников. У монастыря есть своя флотилия, самая крупная на Ладоге. Паломники добираются сюда на теплоходе и на метеоре, который носит имя Патриарха Алексия II. Патриарх Алексий II считал Валаамскую обитель своей духовной Родиной и недавно его именем назвали этот корабль. На Валааме живы традиции гостеприимства. В 1852 году здесь была построена гостиница, а недавно ее отреставрировали и она принимает всех паломников. Брат Владимир — первый человек, который встречает паломников на острове.

Современное монастырское хозяйство поражает масштабами. В садах растут яблони и даже вызревает виноград. Есть форелевое хозяйство, пасеки и своя кузница. Для туристов и паломников всегда готово угощение:  молоко, хлеб монастырский, чай — это традиция Валаама, его гостеприимство. В монастырском ведении ферма с большим стадом коров, огромный курятник, огород. Монахини варят вкуснейшее варение из смородины, крыжовника и яблок. При любом урожае сырья на полторы тонны варенья хватает. Ухоженная территория, много-численные живописные аллеи. По краям аллей еще в 19 веке были посажены пихты и лиственницы. Пихты символизируют жизнь земную, а лиственница -дерево более легкое и светлое — жизнь небесную.

Валаам и культура

Сюда стремились попасть многие деятели культуры — писатель Николай Лесков (его замечательная повесть «Очарованный странник»), поэт Федор Тютчев, художник Иван Шишкин забирался в самые дебри острова. Его манили непроходимые леса. Шишкин считал, что природа Валаама сформировала его творческий стиль — русскую шишкинскую манеру письма. П.И. Чайковский после посещения Валаама написал вторую часть первой симфонии, которая никак ему не удавалась и носит она название «угрюмый край,туманный край».

Под эту музыку П.И. Чайковского из Никоновской бухты отправляются круизные теплоходы, возвращающие туристов и поломников в родные пенаты. А Валаам нелегко забыть. В чем секрет его притяжения?

также по этой теме: