Собор Парижской Богоматери – свидетель истории. Каждый год туристы со всего мира стекаются на площадь перед Нотр-Дамом, чтобы постоять на нулевой отметке Это нулевой километр-место, от которого отсчитываются все дороги, начинающиеся в Париже.

Нулевой отсчет

Нулевой отсчет

Здесь зарождалась история Франции. Остров Сите — небольшой участок суши посреди Сены. Именно здесь построен Собор Парижской Богоматери – Нотр-Дам де Пари.

Башни Собора

Башни Собора

Строительство Собора началось в XII веке, это было очень дорогостоящее предприятие, которое потребовало несколько десятилетий работы. Собор был призван стать самым блистательным зданием Европы. Любой готический собор строится в форме креста и Нотр-Дам – не исключение. Место, где собираются верующие, называется неф. Поперечины креста образуют  трансепт, вершина креста — абсида является более священной частью собора. В точке пересечения всех частей собора расположен алтарь. С левого берега Сены открывается вид на самую впечатляющую часть собора – его аркбутан.

Аркбутан

Аркбутан

 

Это архитектурная инновация стала отличительной деталью готического стиля. Крыша Собора покрыта свинцовыми плашками толщиной 5 мм. Вес крыши достигает 210 тонн. Шпиль Собора выполненный из дуба, покрыт свинцом и имеет высоту 98 метров. В основании шпиля-бронзовые фигуры апостолов.

Шпиль Собора

Шпиль Собора

 

Над западным фасадом Собора доминируют две симметричные башни. На них восседают знаменитые химеры. Фасады Собора определяют его лицо. Каждая деталь что-то говорит о нраве и характере собора. Высоко на башне висят колокола, звон которых слышен по всему Парижу. Аркбутаны снаружи здания позволили создать чарующую красоту витражей внутри постройки. В эпоху телевидения и небоскребов мы не можем представить какой эффект вызывает такая красота на обычного средневекового горожанина.  Свет, проникающий сквозь витражи, должен был дать мирянину образ будущего рая.

Витражи собора представляют собой калейдоскоп, собранный из частей трех разных эпох. Западная роза — это XIX век.

Витраж-Западная роза

Витраж-Западная роза

 

Большая ее часть спрятана за трубами органа. Орган-самый большой  инструмент в мире, состоит из 8000 труб и боле 100 регистров. Орган был впервые установлен в 1402 году, постоянно менялся, перестраивался. И только в конце XX века управление этой махиной было компьютеризовано.

Южная роза и вся окружающая ее стена — на 100 лет старше. Северная роза и ее удивительные цвета почти целиком сохранились с XIII века. Северную розу можно назвать шедевром готики. В центральной части ее розетки  восседает дева Мария в окружении царей и пророков.

Первый камень в основание Собора был заложен в 1163 году в период расцвета Средневековья. Это было время развития городов, сельского хозяйства, торговли и путешествий. Христианская церковь владела огромными земельными наделами. Она стремительно богатела. В эпоху бедности и лишения народа церковь облегает камни в золото, а детей своих оставляет без одежды. Насколько разумно тратить деньги на возведение столь масштабного собора, способного вместить гораздо больше людей, чем живет во всем городе. Предметом споров оставалась степень роскоши собора. Такие соборы — это примета эпохи, преобладания совершенно другого образа жизни. Их создавали в мире, в котором подавляющее большинство людей  были очень бедными и неграмотными. Внешний вид собора, его интерьеры задумывались, как доказательство божьего могущества. Простой крестьянин, зашедший в собор сразу же уверовал бы в бога, потому что ничего подобного, роскошного, подавляющего никогда не видел.

В эпоху средневековья деве Марии поклонялись чаще, чем самому Христу. Именно деве Марии посвящен парижский Собор. Ее образ можно увидеть по всему Нотр-Даму. Она изображается как царица, правящая вместе с Христом. Центральный портал Нотр-Дам де Пари-портал страшного суда, напоминает о том, что за этими дверями лежит путь к спасению. Северный портал западного фасада также посвящен деве Марии

Портал украшен статуями XII-XIII веков. Здесь показаны сцены последних мгновений жизни Марии, ее коронация после вознесения на небеса.

Северный портал западного фасада посвящен деве Марии

Северный портал западного фасада посвящен деве Марии

Готический период был самым плодовитым и оригинальным в истории. Нотр-Дам — это резкий разрыв с искусством прошлого. Его строительство в XII веке было задумано как очень широкое и высокое. Нотр- Дам стал первым европейским зданием выше 30 метров. Он был на 20% выше самого высокого здания в северной Европе. А по своему весу приближается к Римскому собору Святого Петра.

Ставить опоры высотой более 30 метров было смелым шагом. Аркбутаны  Нотр-Дама считают одним из величайших изобретений в истории архитектуры.

Аркбутаны Собора

Аркбутаны Собора

 

А горгульи,  самые популярные детали собора-балки, украшенные на концах мифическими мордами, являются и самыми загадочными элементами. Эти фигуры были и частью водоотводных сооружений. В средние века на фасаде собора были только горгульи, а во время реставрации Собора в XIX веке, после разрушений, которые нанесла Собору французская революция, вместе с горгульями на стражу Собора встали и химеры.

Химера на страже собора

Химера на страже собора

Легенд про них очень много. Про то, что с наступлением ночи они слетаются со своих насестов, и про то, что в коридорах Собора можно услышать их топот и т.д. По легенде Христос поручил горгульям охранять Собор. Горгульи вдохновили многих подражателей по всему миру.

Водостоки на фасаде Собора украшены фигурами горгулий

Водостоки на фасаде Собора украшены фигурами горгулий

 

А Франция между тем становится нацией. Строительство Нотр-Дама в основном закончилось к концу XIII века. Религия и политика, алтарь и трон были неразделимы. Главный Собор Парижа стал мощным символом для всей Франции. У алтаря сплетались интересы короля и папы римского. Союз церкви и власти продолжался 5 столетий.

 

Нотр -Дам служил декорацией многим военным парадам.  Видел Нотр-Дам и жестокую резню гугенотов в Варфоломеевскую ночь. Сена была переполнена телами, парижские могильщики работали без перерывов. За неделю было убито более тысячи человек. Францию охватила кровавая гражданская война. Первый французский парламент провел здесь свое первое заседание. Здесь венчались Франциск II и Мария Стюарт, венчался и короновал себя Наполеон.

В XVIII веке началась эпоха просвещения, и она не слишком дружила с Нотр-Дамом. Мольер клеймил пресный вкус готического орнамента. Другие критики осуждали ужасную готическую архитектуру. Робеспьер планировал даже снести Собор.

В моду вошла классическая архитектура с ее ярким светом и прямыми линиями. И Нотр-Дам оделся в новые одежды. Сняли витражи и заменили простыми стеклами. Каменные стены внутри побелили, чтобы скрыть их старение и разрушение. Убрали горгульи  и другие архитектурные украшения. Были снесены все скульптуры с портала страшного суда. Портал стал выше и в собор свободно могли проезжать кареты. Несмотря на все изменения, Нотр-Дам оставался центральной ареной Парижской жизни.

Заканчивался XVIII век. Во время французской революции Нотр-Дам превратился в зал политических собраний. Церковное имущество было конфисковано, и церкви был запрещен вход в Нотр-Дам. Нотр-Дам стал жертвой революционной толпы. Первая Парижская коммуна объявила религию вне закона. Революционеры постарались очистить Собор от всяких церковных символов вообще. И все же великий Собор устоял!

 

Франция обрела своего спасителя. Наполеон восстановил отношения с Римом, и Франция вернулась в лоно католической церкви. Через 10 лет молчания вновь зазвонили Нотр-Дамские колокола на радость всем парижанам.

 

К 30 годам XIX века вихри, носившиеся над Собором в течение двух веков, начали постепенно стихать. В Европе и Америке возрос интерес к готической архитектуре.

Нотр-Дам превратился в международный символ Парижа.

Молодой ВикторГюго пишет не просто исторический роман, он пишет роман о Париже. Он как бы говорит нам, что когда все кругом меняется, Собор Нотр-Дам остается на своем месте. И назвал он свой роман Собор Парижской богоматери. Книга стала сенсацией. В ней Гюго восхищался готической архитектурой. Красота и страх вплетены в саму ткань Собора.

В середине XIX века Нотр-Дам был в ужасном состоянии. Он опять полыхал в Парижскую коммуну (кровавую неделю).

 

В XX веке Нотр-Дам стал точкой, объединяющей всю французскую нацию, особенно в сложные периоды истории. В Первую мировую Париж избежал оккупации. Но в 1940 немцы вернулись вновь. Гитлер никак не мог решить вопрос — стоит ли разрушить Париж, чтобы Берлин остался неоспоримой столицей континентальной Европы. Париж уцелел. Опять зазвучали колокола Нотр-Дама после четырех лет молчания!

Собор выдержал все испытания, выпавшие на его долю, все обиды и даже безразличие.

 

Изначально эпитет готический считался ругательством.

Сегодня уже признано, что готическое искусство было самым плодовитым и оригинальным в истории. По мнению многих историков Нотр-Дам обозначат резкий разрыв с искусством прошлого.

В 2013 собору исполнилось 850 лет. В честь этого события были отлиты и новые колокола. Самый древний колокол имеет имя Белль, а самый большой — Эммануэль.

 

Большой колокол Эммануэль

Большой колокол Эммануэль

Сегодня сюда приходят ежегодно сотни тысяч человек. Одни переступают его порог с глубокой верой. Другие стремятся прикоснуться к истории, пройти по ступеням, где поднимались и короли, и литературные персонажи. Собор Парижской богоматери принадлежит векам. Навсегда останется свидетелем истории.

 

trumb4 trumb3 trumb1 trumb2
trumb5 trumb6 trumb7 trumb8

 

также по этой теме: